В случае продажи общей недвижимости, приобретенной в браке, но оформленной только на одного супруга, закон обязывает предоставить нотариально удостоверенное согласие второго супруга на эту сделку (ст. 35 СК РФ). Но при этом нигде четко не прописана обязанность передать этому второму супругу деньги, вырученные с продажи.
Поэтому ситуации, когда второй супруг, согласившись на сделку, денег так и не увидел, разрешаются судами неоднозначно. Представлю вашему вниманию один из свежих примеров решения подобных споров.
Прожив в браке почти 13 лет, супруги разъехались: жена с детьми перебралась в город, а муж остался в селе, где у них был дом. Развод они официально не оформляли, но вскоре жена подала в суд иск о разделе совместного имущества.
Муж подал встречный иск — и в итоге у них разгорелся спор по поводу общего земельного участка (1500 кв.м.), который супруга продала вскоре после их расставания. Собственником этого участка в ЕГРН числилась жена, но приобретали они его в период брака, на общие средства — значит, участок был совместной собственностью супругов.
Еще в 2015 году (когда они жили одной семьей) муж выдал жене нотариально удостоверенное согласие на продажу этого участка. Вот только воспользовалась она этим согласием только в 2019 году — после того, как семейные отношения с мужем прекратились.
И, судя по объяснениям мужчины, все деньги, вырученные с продажи этого участка, жена присвоила себе, не выплатив ему компенсацию за половину, которая принадлежала ему по правилам раздела совместной собственности супругов.
В трех инстанциях суды отказались взыскивать с жены компенсацию, посчитав так: муж сам дал согласие на продажу общей недвижимости, участок был продан в период законного брака — следовательно, и деньги, полученные в результате его реализации, поступили в семейный бюджет (доказательств обратного мужчина не привел).
Но на уровне Верховного суда РФ с такой позицией не согласились. По мнению высшей инстанции, суды не учли, что продажа спорного участка произошла хоть и формально в период брака, но фактически уже после прекращения семейных отношений между супругами (и истец, и ответчик не отрицали, что разъехались за несколько месяцев до даты заключения сделки).
А закон предусматривает, что если после прекращения семейных отношений и ведения общего хозяйства супруги не приобретали совместного имущества, суд может разделить лишь то имущество, которое было их совместной собственностью на день расставания (ст. 38 СК РФ).
Поскольку общий земельный участок был продан женой после того, как семейные отношения с мужем были прекращены, полученные за него деньги также относятся к общему имуществу и подлежат разделу с учетом указанного правила.
Между тем, жена не доказала, что передала мужу половину стоимости участка, а суды необоснованно возложили на мужа обязанность доказать обратное. И факт выдачи мужем согласия на продажу участка, по мнению Верховного суда РФ, ничего в данном случае не меняет.
Дело направили на пересмотр — и теперь у мужчины есть все шансы получить свои законные деньги (определение ВС РФ № 56-КГ23-6-К9).
А чтобы не попасть в подобную ситуацию и не доказывать потом свое право на компенсацию своей доли в совместной собственности на недвижимость, которая оформлена на другого супруга, можно защитить свои права заранее.
Источник: Юридические тонкости