Малые города, часть I: инфраструктурное развитие по принципу «смешать, но не взбалтывать»

13 Фев 2024

Более 80% городов России относятся к малым городам с населением до 50 тысяч человек. И хотя местные инфраструктурно-туристические замыслы обычно не отличаются грандиозным масштабом, их реализация дает интересный эффект — экономический и социальный

Наверное, в деле туристического развития каждая страна, в том числе и Россия, вправе делать основную ставку на мегапроекты вроде «Новой Анапы», которая растянется вдоль Черного моря на 17 километров, или «Большого Кавказа», который использует потенциал всех семи входящих в макротерриторию регионов. Крупные инфраструктурные замыслы, аналогичные по масштабу, скажем, проектам «Казань марина» или «Ярославское взморье», также вполне могут считать себя включенными в список приоритетных.

О развитии малых городов в этой связи говорится куда реже: мощью бюджетов и масштабом начинаний они похвастать не могут, большинство из них имеют тенденцию к экономическому «усыханию» и сокращению населения, инициативы местных градозащитников, волонтеров и краеведов бывают весьма интересными, но к выходу города на принципиально новый туристический уровень приводят не всегда (если только не находят серьезной финансовой и маркетинговой поддержки с чьей-нибудь стороны).

Между тем, по мнению руководителя проектного офиса компании «ПроГород» Ксении Титовой, для Центрального федерального округа, например, практически ключевая туристическая аттракция — малые города с населением 50-80 тысяч человек. Не случайно разработка мастер-планов макротерриторий, которой активно занимается «ПроГород», ставит себе целью создание новых точек туристического притяжения и новых всесезонных курортов, привязанных именно к ним, малым городам.

— В целом более 80% городов России относятся к малым, с населением до 50 тысяч человек. В частности, во всех регионах ЦФО преобладают города с численностью населения 20-50 тысяч и менее, а доля проживающего там населения составляет четвертую часть жителей региона. Малые города сегодня — уникальное туристическое предложение европейской части России. Их главное конкурентное преимущество — сохранная историческая среда уездных городов. Приезжая сюда, у туристов появляется возможность окунуться в атмосферу дореволюционной России: аутентичная архитектура, история и традиции. Именно в малых городах преобладает индивидуальное жилищное строительство, причем в основном историческое (каменная и деревянная застройка), что делает их уютными и сомасштабными человеку, чего почти не осталось в региональных центрах. Мы знаем, что основной туристической поток в малые города обеспечивают региональные центры. Эти данные подтверждают исследования, полученные в ходе разработки туристической схемы «Из Москвы в Санкт-Петербург»: в 2022 году наиболее часто поездки в пределах макротерритории совершали туристы из Москвы и Санкт-Петербурга (49% турпотока). Тем не менее доля путешествий в столицы и их спутники остается стабильно высокой и достигает 88%. И здесь главная задача туристических схем, разрабатываемых по инициативе Минэкономразвития России, — предложить мероприятия по равномерному перераспределению турпотока из региональных центров вглубь регионов, то есть в малые исторические города.

— Можете привести конкретные примеры?

— Скажем, в рамках схемы «Из Москвы в Санкт-Петербург» треть приоритетных точек роста (четыре проекта) расположены на территории городов с населением до 50 тысяч человек — это Боровичи, Вышний Волочек, Печоры и Кронштадт, и еще два города — Клин и Петергоф — с населением до 100 тысяч человек. Для Ивановской области в 2022 году в рамках разработки турсхемы «Большое Золотое кольцо» подготовлены концепции всесезонных курортов для двух малых городов — Кинешмы и Палеха. Чуть позже в рамках турсхемы «Большая Волга» предполагается подготовить концепцию всесезонного курорта для города Юрьевец. Примеры можно приводить и приводить еще. Реализация этих проектов позволит увеличить транспортную связанность территорий, сформировать новый туристический продукт, развить гостиничную инфраструктуру. В списке ключевых мероприятий значатся меры по возрождению объектов культурного наследия: например, реставрация и приспособление торговых рядов под общественные функции, а усадеб и купеческих домов — под гостиницы. Важно понимать, что развитие туризма — это не только экономика, но и во многом социальная ответственность государства и бизнеса. Турист едет в города за средой, а среда формируется за счет инструментов благоустройства общественных пространств, реставрации памятников, приспособления объектов культурного наследия. Это дорогие комплексные мероприятия, предполагающие, как правило, невозвратные инвестиции с отложенным во времени эффектом, но только они позволят создать условия для развития «средового туризма» — комфортную и привлекательную атмосферу маленького городка, которая сформирует качественно новый пользовательский опыт туристов и станет визитной карточкой территории.

— А кроме «дорогого комплексного» есть что-то, может, менее дорогое, но столь же необходимое?

— К более доступным и «простым» в реализации мероприятиям можно отнести событийное программирование территории и тактический урбанизм, или, как мы это называем, «улучшайзинг» городских пространств. Известные всем вывески в Рыбинске, кошачьи домики в Зеленоградске, фестиваль ремесленных пивоварен в Клину или сельское биеннале современного искусства в Палехе — настоящие драйверы локальных изменений. Дополнительным триггером могут стать юбилеи городов. Суздаль, который в этом году отметит свое 100-летие, заручился поддержкой на федеральном уровне и получил финансирование на подготовку к празднованию. Большая работа ведется в рамках подготовки к 950-летию Торопца и 800-летию Юрьевца. Для многих, особенно непромышленных малых городов туризм, безусловно, является одной из главных возможностей развития. А у промышленных городов, моногородов и наукоградов (Пущино, Протвино, города Урала) туристической аттракцией становится еще и авангардная архитектура производственных комплексов и исследовательских институтов, а также история науки и технологий. Так что сегодня даже формируется самостоятельное направление — научно-популярный туризм.

Еще одна структура, в сферу интересов которой попадают малые города, — Агентство стратегических инициатив (АСИ), несколько лет назад запустившее программу «Новая миссия городов». Одна из ее задач — понять, как можно системно решить проблемы и вызовы, стоящие перед современными городами, в том числе с помощью повышения качества городской среды.

По словам директора дивизиона «Городская экономика» АСИ Ольги Захаровой, ядром программы как раз стал конкурс, который уже шесть лет проводится среди малых городов и исторических поселений. «На 2,7 тысячи поданных по всей стране заявок пришлось около тысячи проектов-победителей и уже 575 реализованных проектов. Финансирование конкурса составило 61,2 млрд бюджетных рублей», — делится статистикой эксперт.

АСИ подробно исследовало мотивацию участников конкурса, опросив больше 300 представителей муниципалитетов. Оказалось, что главное для них — возможность реализации стратегических планов города за счет средств федерального бюджета. «70% говорят о том, что участие было ответом на запрос жителей. Каждый второй муниципалитет подчеркивает, что после участия в конкурсе команда изменила свой взгляд на благоустройство», — отмечают аналитики агентства.

АСИ также сосредоточилось на глубинном анализе 12 городов, у которых получилось реализовать свои проекты так, чтобы добиться особо значимых социальных и экономических эффектов. Если брать за основу их опыт, то ключевых ингредиентов идеального преображения семь: от обязательной синхронизации проектов благоустройства с другими городскими программами (скажем, переустроить центр в Гавриловом Посаде Ивановской области удалось именно благодаря синхронизации шести программ — это и программа по капремонту дорог, и гранты от Фонда кино, и конкурс этого фонда, и частные инициативы вроде открытия глэмпинга) до ведения системной работы с предпринимателями и создания масштабных городских команд, в которые входят представители администрации и бизнес-сообщества, архитекторы и урбанисты, историки и обычные горожане (так, в Сысерти благоустройство во многом стало инструментом запуска местных инициатив: предприниматели выступают с предложениями софинансирования и создания арт-объектов на территории, музей Бажова развивает прилегающую территорию в рамках гранта фонда Потанина — в музейные планы входит создание целого кластера за счет выкупа соседних зданий и их объединения в единый комплекс).

Особо важный, с точки зрения АСИ, момент — разработка продуманной, сбалансированной стратегии развития общественных пространств. Ольга Захарова приводит несколько интересных примеров.

Ольга Захарова
директор дивизиона «Городская экономика» Агентства стратегических инициатив

«Когда в Полярных Зорях (город в Мурманской области с населением менее 15 тысяч человек) задумались о благоустройстве, то решили не «кусочничать». Масштабный проект благоустройства охватил весь город и потребовал выделения нескольких этапов: каждый был оформлен как отдельная конкурсная заявка, и теперь их поэтапно реализуют. На три победных заявки удалось привлечь 180 млн рублей. В Егорьевске Московской области проектировщикам не пришлось придумывать ничего нового: здесь сложилась кольцевая система общественных пространств, которую город продолжил развивать. Успешная реализация проекта Соборной площади стала стартовой точкой для всех последующих проектов городского благоустройства в городе. На два проекта было привлечено 187 млн рублей из средств грантов. Отдельного упоминания заслуживает Углич с его единой стратегией развития общественных пространств. Был проанализирован исторический и культурный контекст, выявлены перспективные территории, прописаны этапы развития, предложена новая транспортная схема, даны рекомендации по архитектурно-планировочным решениям, выбору элементов благоустройства и реконструкции исторической застройки. В итоге объем инвестиций в основной капитал в Угличе в расчете на одного жителя за три года увеличился почти на 80%».

В целом же, по словам эксперта, главный успех рецепта преображения — «смешать, но не взбалтывать». «Последовательно добавляя эти ингредиенты в свои проекты, каждый город сможет достичь комплекса эффектов, и это доказывает наше исследование. Мы видим, как в городах появляются десятки новых рабочих мест и регистрируется новый малый и средний бизнес, повышаются показатели индекса качества городской среды; важно, что на протяжении последних трех лет объем налоговых доходов бюджета города стабильно увеличивается. И это не говоря уже о таких сложно переводимых в проценты эффектах, как чувство локального патриотизма и нежелание уезжать», — подводит черту Ольга Захарова.

«Ключевое отличие городского брендинга от других видов (например, корпоративного и продуктового) — в отсутствии ярко выраженной целевой аудитории: необходимо ориентироваться на абсолютно всех местных жителей разного пола, возраста и достатка, на иностранных гостей, экспертов, инвесторов. При этом концепция бренда должна совпадать с самоидентификацией жителей, поэтому при его создании необходимо вовлекать в работу максимальное число горожан, исходить из культурной и исторической идентичности города и относиться к бренду как к сосуду, через который эта идентичность транслируется всему миру. Только в этом случае местные жители и бизнес будут усиливать позицию бренда и создавать в том числе туристические продукты с опорой на него», — продолжает разговор руководитель проектов консалтингового бюро Atlas Анна Белинская. Об этом в следующий раз.

Источник: BFM.ru

20 Май 2024

Кредит под залог недвижимости: какие проблемы могут возникнуть?

Кредит под залог недвижимости позволяет получить крупную сумму на выгодных условиях. Но при этом возникает риск потерять жилье, если вы по каким-то обстоятельствам перестанете платить. Эксперт МБК Дмитрий Сахаров…
Читать далее...

20 Май 2024

Как законно огородить многоквартирный дом забором. Инструкция

Безопасность жителей многоквартирных домов является одним из важнейших вопросов, которым должны заниматься управляющие компании и советы многоквартирных домов. К самым эффективным способам обеспечения безопасности…
Читать далее...

20 Май 2024

Как законно огородить многоквартирный дом забором. Инструкция

Безопасность жителей многоквартирных домов является одним из важнейших вопросов, которым должны заниматься управляющие компании и советы многоквартирных домов. К самым эффективным способам обеспечения безопасности…
Читать далее...

20 Май 2024

Кросс-период: цены на жилье прибавят до 15% перед отменой льготной ипотеки

Стоимость жилья подскочит вплоть до 15% по итогам II квартала 2024-го — перед предполагаемой отменой льготной программы на новостройки и ужесточением условий по семейной ипотеке. Это следует из консенсус-прогноза…
Читать далее...

20 Май 2024

Ставку по семейной ипотеке хотят повысить до 12%

Минфин РФ предложил повысить с нынешних 6% до 12% годовых ставку по семейной ипотеке для семей с двумя несовершеннолетними детьми после 1 июля, когда завершится госпрограмма. По мнению экспертов, инициатива выгодна только…
Читать далее...

20 Май 2024

История сделок: как продавцы, покупатели и агенты могут узнать реальные цены…

Домклик запустил историю сделок — теперь продавцы, покупатели и агенты по недвижимости могут узнавать реальные суммы проведенных сделок в конкретных домах. В материале расскажем, чем полезна история сделок и как…
Читать далее...

19 Май 2024

Госдума утвердила Файзуллина на должность главы Минстроя РФ

Госдума утвердила Ирека Файзуллина на должность министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства России, заявил во вторник председатель Госдумы Вячеслав Володин. "За – 353, против – нет, воздержалось – 80.…
Читать далее...

19 Май 2024

Госдума утвердила Файзуллина на должность главы Минстроя РФ

Госдума утвердила Ирека Файзуллина на должность министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства России, заявил во вторник председатель Госдумы Вячеслав Володин. "За – 353, против – нет, воздержалось – 80.…
Читать далее...

17 Май 2024

Не город, не загород – пригород! Что это такое и кому подходит

Пригород – это новый гибридный формат жизни. Это совсем не город, потому что, в отличие от него, пригород обычно тихий и уютный. Но и не загород в привычном понимании, так как тут в непосредственной близости находятся вся…
Читать далее...

БЕСПЛАТНАЯ ПОДБОРКА

Сложно выбрать? Не беда! Подберём для Вас новостройки по Вашим параметрам и бюджету!

БЕСПЛАТНАЯ ПОДБОРКА