В обязанности застройщиков может войти не только своевременная передача квартир дольщикам — в декабре 2024 года Госдума приняла закон об обязательном строительстве объектов социальной инфраструктуры в рамках проектов комплексного развития территорий.
Программа комплексного развития территорий (КРТ) реализуется в Москве с 2020 года. На территориях бывших промзон и неэффективно используемых участках строят жилье и объекты инфраструктуры, прокладывают дороги.
Сейчас в столице на разных стадиях проработки и реализации находятся 236 проектов КРТ общей площадью более 3,1 тыс. га. По ним планируется построить свыше 52 млн кв. м недвижимости, включая примерно 27,4 млн кв. м жилья.
В других регионах России комплексное развитие территорий подразумевает снос ветхих и аварийных зданий и строительство на их месте новых районов. КРТ может касаться жилой и нежилой застройки, а также незастроенных территорий, то есть пустырей.
Механизм КРТ подразумевает именно комплексное преобразование депрессивных территорий, то есть вместе с жильем застройщиков обяжут строить всю необходимую инфраструктуру — социальную, коммерческую, коммунальную и транспортную. Это логично, ведь в бывших промзонах и на неэффективно используемых участках таких объектов нет или они нуждаются в реконструкции (в частности, дороги и подъездные пути).
Однако обязанность застройщиков возводить школы, детсады и медицинские учреждения не была прописана законом. Этот вопрос регулировался соглашениями о КРТ, в которых строительство таких объектов предусматривалось не всегда. Между тем отсутствие в проектах комплексного развития территорий объектов социальной инфраструктуры приводит к повышенной нагрузке на такие объекты в соседних локациях.
Законопроект, предусматривающий закрепление за оператором КРТ обязанностей по строительству коммунальной, социальной и транспортной инфраструктуры, был внесен в Госдуму в июле 2024 года и в том же месяце одобрен в первом чтении. В декабре законопроект был принят сразу во втором и третьем чтениях.
Проект закона был подготовлен после мониторинга обеспеченности населения местами в детских садах и школах. В Госдуме отметили, что по итогам мониторинга выявлена нехватка объектов образования и здравоохранения в новом строительстве. К такому же выводу пришли прокуратура и Счетная палата.
Новый закон предписывает включать в договоры о комплексном развитии территорий обязательства по размещению в проекте нового строительства объектов социальной, коммунальной и транспортной инфраструктуры, а также объектов для обеспечения общественного порядка и безопасности.
Источник финансирования такого строительства предлагается определять при принятии решения о комплексном развитии территорий. Объекты инфраструктуры могут быть построены за счет застройщика — оператора КРТ — или на бюджетные деньги. Депутаты считают, что это поможет ликвидировать отставание развития социальной инфраструктуры от ввода жилья.
Член Общественного совета при Минстрое Илья Пономарев считает, что обязанности по строительству объектов инфраструктуры в рамках проектов КРТ является необходимым решением, которое возвращает понятию «комплексное развитие» его базовый смысл. Это повысит требования к инициаторам проектов и их публичным партнерам (прежде всего к муниципалитетам), но эксперт не видит оснований для появления избыточной нагрузки на застройщиков:
«Объем и доля участия инвестора остаются предметом договора, законопроект лишь определяет, что эти параметры должны быть четко определены в деньгах и во времени».
Эксперты строительного рынка отмечают, что нововведение не приведет к дополнительной нагрузке для московских застройщиков — в столице при наличии договора КРТ жилых объектов предусматривается и обеспечение их всей необходимой социальной инфраструктурой.
В регионах ситуация несколько иная. Так, по мнению председателя комитета по строительству Союза промышленников и предпринимателей Свердловской области Валерия Ананьева, строительство инфраструктуры не может быть обязанностью только девелоперов и государства. Он считает, что строительство таких объектов нужно планировать в рамках общих городских программ. Кроме того, отмечает Ананьев, «не стоит перегибать палку и концентрировать усилия на том, чтобы ввести социальные объекты до сдачи жилья».
Эксперты считают, что КРТ следует поручать опытным девелоперам, которые действительно смогут преобразовать территорию комплексно.
Выбрать таких застройщиков можно по итогам конкурсов, с учетом портфолио участников. Сейчас право реализации проекта определяется в основном на аукционах, где главным критерием является цена. В итоге в некоторых городах комплексное развитие подразумевает строительство жилья с минимальными вложениями в благоустройство и инфраструктуру.
Принятие нового закона призвано закрыть вопрос дефицита объектов социальной инфраструктуры в проектах КРТ. Однако, по мнению экспертов, регионам следует изменить подход к выбору операторов КРТ и ориентироваться не на цену, а на опыт застройщиков.
Источник: Новострой-М
Впервые за год в топ-3 застройщиков жилья России произошли изменения
За год — с января 2024 года по январь 2025 года — рейтинг застройщиков жилья России существенно изменился, свои позиции в десятке лидеров сохранили лишь три компании. Это следует из рейтинга «РБК-Недвижимости»,…
Более 107 млн кв.м жилья ввели в России в 2024 году – Хуснуллин
По предварительным данным, в 2024 году в России введено более 107 млн кв.м жилья, заявил в четверг вице-премьер РФ Марат Хуснуллин.
"В прошлом году мы ввели 107,4 млн кв.м жилья. Это всего лишь на 2,7% ниже, чем в рекордном 2023 году", -…
Освоение участков и регистрация собственности: Главные нововведения 2025 года,…
В наступившем году для владельцев дачных участков и недвижимости в России вступит в силу ряд законодательных изменений. Нововведения направлены на ужесточение контроля за состоянием земель и правовой регистрацией…
Комплексный подход: в обязанности застройщиков включили строительство школ,…
В обязанности застройщиков может войти не только своевременная передача квартир дольщикам — в декабре 2024 года Госдума приняла закон об обязательном строительстве объектов социальной инфраструктуры в рамках проектов…
Маткапитал-2025: как потратить ₽894 тыс. на улучшение жилищных условий
Рассказываем, как программа работает в 2025 году и на что можно использовать средства маткапитала
С 1 февраля 2025 года размер маткапитала вырастет на 7,3%, примерно на такой же показатель он был проиндексирован в 2024 году. Таким…
Пошлины, стандарт и подселенцы. Что ждет владельцев жилья в 2025 году?
С боем Курантов в России вступают в силу несколько законопроектов, которые повлияют на собственников квартир, домов, дач, а также на тех, кто только собирается купить или продать недвижимость. Вместе с экспертами aif.ru…
Недвижимость россиян дополнительно защитят от мошенников
По поручению правительства Росреестр разработал и уже внес в Госдуму законопроект, который позволит использовать Единую биометрическую систему для подачи документов на регистрацию объектов недвижимости в электронном…
Почему собственник может остаться без своей недвижимости даже без помощи…
Средства массовой информации сейчас изобилуют примерами того, как граждане лишаются своей недвижимости, будучи обманутыми мошенниками. Между тем потерять свою недвижимость человек может и без их помощи — разберем из-за…
Ипотечная ставка: стоит ли ждать снижения в 2025 году?
Рынок недвижимости и тесно связанный с ним рынок кредитования волнует многих, особенно в период нестабильной экономики. Стоит ли откладывать покупку жилья в надежде на более низкую ипотечную ставку в 2025 году, или всё-таки…