Продавцу нужны только деньги – популярное заблуждение руководителей. Какие нематериальные мотиваторы помогут оживить работу сотрудников отдела продаж?
Три ситуации из жизни отдела продаж
1. Отдел продаж существует уже несколько лет, в нем от пяти до десяти сотрудников, и он приносит доход. Однако руководитель замечает что-то странное: сотрудники отдела приносят больше или меньше выручки одновременно, хотя это выглядит странно, ведь у каждого есть личная комиссия с продаж.
2. Отдел продаж существует два-три года, компания работает на высококонкурентном и быстро меняющемся рынке. Вы знавали хорошие времена, но сейчас у компании и ее продукта появился сильный конкурент «откуда не ждали». Компания пытается продавать как раньше, но клиенты отказывают. И руководитель видит по глазам, что менеджеры слегка «скисли».
3. Отдел продаж существует более трех лет, у компании есть доля рынка, команда работает в непростых условиях. В определенный момент перед «высоким сезоном» появляется информацию о серьезных проблемах основных конкурентов, и возможности получить существенный прирост доли рынка. Менеджеры в целом молодцы, но не рвутся в бой как раньше, не хотят подвигов ровно тогда, когда они так нужны.
Все три случая – идеальные моменты для введения нематериальной мотивации в отделе продаж.
Что такое нематериальная мотивация
Как ни парадоксально, вопрос о том, что на самом деле мотивирует продавцов, изучен отечественными предпринимателями довольно слабо. Собственники бизнеса часто годами живут в токсичных облачках заблуждений и штампов вроде того, что продавцу важны только деньги, что все они ушлые гады и тому подобное. Как автор этой статьи и прежде всего успешный продавец могу сказать, что на самом деле собственники часто совсем не понимают, как устроена мотивация их собственных продавцов.
Есть гигиенические факторы мотивации, не будь которых, продавец уйдет из компании. К ним относится некоторый фикс заработной платы, удобная локация офиса, чистота в нем и наличие нормальных инструментов для работы: ноутбук, CRM, какие-то материалы по продажам или хотя бы по продукту, который нужно продавать.
Есть мотивационные факторы – мотиваторы, которые побуждают работать больше, учиться работать лучше, пахать за двоих и так далее. Комиссионное вознаграждение – лишь один и наименее сильный из этих мотивационных факторов. К мотивационным факторам, оказывающим по-настоящему серьезный эффект, относятся статус продавца в компании, уважение к его труду, комфортный психологический климат, а также нематериальные бонусы - то, что не купишь за деньги.
Самые частые нематериальные мотиваторы:
- Изменение рабочего графика и места работы: можно работать из дома и начинать не в 9 утра.
- Дополнительное свободное время: выходные и дополнительный отпуск.
- Знания и навыки: разнообразное обучение бесплатно для продавца.
- Качественный отдых: корпоративы, круизы за счет компании и т. д.
- Статусные мотиваторы: доска почета, благодарность от компании и др.
- Подарки: ценные вещи, купоны и прочее.
Не верите, что это важно и реально работает?! Просто вдумайтесь в тот факт, что именно эти инструменты – круизы, статусные награды, купоны, призы и обучение – массово используют МЛМ-бизнесы, тем самым побуждая массы людей по всему миру продавать их говорящие сами за себя по качеству продукты.
Как внедрить нематериальную мотивацию: три этапа
1. Определите перечень нематериальных мотиваторов, которые вы планируете использовать на регулярной основе. Пусть их будет 4-7, и из них 1-2 будут крупными и ценными за большое достижение, 1-3 средними и для поддержания высокого тонуса в команде, и 1-2 мелкими, как небольшие плюшки, для стимулирования чувства благодарности к компании. Очень полезно «собрать хотелки» с отдела.
На этом этапе у вас должен появиться перечень мотиваторов и годовой бюджет их внедрения.
2. Привяжите мотиваторы к ключевым KPI, которые хотите стимулировать и держать на высоком уровне. Составьте табличку из трех столбцов, в первом столбце у вас будут KPI, во втором – тип кампании, которую будете проводить, например, конкурс или общий рывок, а третий – мотиваторы, награждающие отличившихся сотрудников.
На этом этапе у вас должна появиться таблица нематериальных мотиваторов с привязкой к кампаниям стимулирования и KPI.
3. Объявите о новом этапе в жизни отдела продаж. Расскажите о нововведениях, ответьте на вопросы и сразу же объявите первую кампанию. Обязательно используйте CRM для оценки результатов. Важно, чтобы на момент внедрения руководитель сам относились к этому серьезно и с верой, иначе эти прекрасные инструменты будут саботированы. Усиленный эффект введение нематериальной мотивации имеет в комбинации с новой версией продукта или новым продуктом. Именно такая комбинация – новый продукт и новые плюшки за сверхдостижения наводят нужную суету в отделе продаж.
На этом этапе в вашем отделе продаж происходит оживление и появляются горящие глаза.
Избегайте типичных ошибок
1. Не перебарщивайте и не превращайте компанию в курорт для интеллектуалов. Не стоит награждать за каждую мелочь, так что лучше воздержитесь от призов за мытые кружки в кухни и чистые стульчаки в туалетах.
2. Следите за тем, чтобы нематериальные мотиваторы не отвлекали от основных задач – для отдела продаж это, как ни странно, продавать. Нематериальные мотиваторы работают только тогда, когда не мешает продавать и стимулирует продавать эффективнее – то есть, быстрее и больше. Пресекайте отмазки «не выполнил план потому что стремился выиграть в конкурсе», помните, что чаще всего это неэтичная манипуляция со стороны сотрудника.
3. Обязательно анализируйте результаты кампаний с помощью CRM и корректируйте или меняйте мотиваторы, которые не сработали.
4. Берите обратную связь у РОПа и менеджеров.
5. Регулярно обновляйте и меняйте нематериальные мотиваторы – ко всему привыкаешь, и что угодно может стать скучным. Полгода – нормальный срок для ревизии.
Этой краткой инструкции достаточно, чтобы успешно внедрить крутые и интересные инструменты, с которыми ваши продажи получат новый стимул.
Источник: Executive.ru
Инвестиции в недвижимость на падающем рынке: не только жилье
Когда ипотечные ставки стартуют с 25%, спрос на жилье падает, а цены смотрят вниз, инвестиции в недвижимость, казалось бы, не имеют смысла. Тем не менее инвесторы на рынке еще остались, хотя и немного. И инвестируют они теперь в…
Вам — жилье! Что лучше оформить в 2025 году — дарственную или завещание
Передать жилье в собственность другого человека можно разными путями. Юрист Марина Захарова объяснила, когда и какой вариант предпочесть — договор дарения или завещания.
Первым делом нужно разграничить, между кем будет…
Выяснилось, почему в России не строятся коммерческие доходные дома
Несмотря на подскочивший спрос на длительную аренду жилья застройщики пока не торопятся с инвестициями в доходные дома. Высокая ключевая ставка ЦБ, из-за которой ставки по кредитам взлетели до небес, высокая конкуренция с…
Выяснилось, почему в России не строятся коммерческие доходные дома
Несмотря на подскочивший спрос на длительную аренду жилья застройщики пока не торопятся с инвестициями в доходные дома. Высокая ключевая ставка ЦБ, из-за которой ставки по кредитам взлетели до небес, высокая конкуренция с…
Эксперты спрогнозировали новый рекорд инвестиций в недвижимость России
Эксперты ожидают новый рекорд по объемам инвестиций в российскую недвижимость по итогам 2024 года. В консалтинговой компании CORE.XP прогнозируют более 1 трлн руб., в IBC Real Estate — 900–950 млрд руб. Об этом заявили представители…
Риелторы предсказали падение цен на недвижимость на 30%
Девелоперы заявляют о беспрецедентном снижении спроса в последние два месяца на приобретение квартир - по разным оценкам, на 50-75%. Российские власти достаточно быстро среагировали на жалобы со стороны застройщиков. Так, 25…
Как правильно снести загородный дом
Многие из владельцев загородных домов рано или поздно сталкиваются с необходимостью снести ветхий дом, чтобы построить на его месте новый. Вместе с экспертами разбираемся, как правильно снести загородный дом на своем…
Новостройки в России стали активнее покупать в рассрочку
При покупке квартир в новостройках россияне все чаще выбирают не ипотеку, а рассрочку. Доля таких сделок резко выросла, пишетForbesсо ссылкой на участников рынка недвижимости. В Московском регионе через рассрочку сейчас…
Законопроект о возможности приватизации ДОМ.РФ внесен в Госдуму
Правительство внесло в Госдуму законопроект, который устанавливает возможность приватизации единого института развития в жилищной сфере - АО "ДОМ.РФ" при сохранении контролирующей доли (50% + 1 акция) государства.
Документ…