Продавцу нужны только деньги – популярное заблуждение руководителей. Какие нематериальные мотиваторы помогут оживить работу сотрудников отдела продаж?
Три ситуации из жизни отдела продаж
1. Отдел продаж существует уже несколько лет, в нем от пяти до десяти сотрудников, и он приносит доход. Однако руководитель замечает что-то странное: сотрудники отдела приносят больше или меньше выручки одновременно, хотя это выглядит странно, ведь у каждого есть личная комиссия с продаж.
2. Отдел продаж существует два-три года, компания работает на высококонкурентном и быстро меняющемся рынке. Вы знавали хорошие времена, но сейчас у компании и ее продукта появился сильный конкурент «откуда не ждали». Компания пытается продавать как раньше, но клиенты отказывают. И руководитель видит по глазам, что менеджеры слегка «скисли».
3. Отдел продаж существует более трех лет, у компании есть доля рынка, команда работает в непростых условиях. В определенный момент перед «высоким сезоном» появляется информацию о серьезных проблемах основных конкурентов, и возможности получить существенный прирост доли рынка. Менеджеры в целом молодцы, но не рвутся в бой как раньше, не хотят подвигов ровно тогда, когда они так нужны.
Все три случая – идеальные моменты для введения нематериальной мотивации в отделе продаж.
Что такое нематериальная мотивация
Как ни парадоксально, вопрос о том, что на самом деле мотивирует продавцов, изучен отечественными предпринимателями довольно слабо. Собственники бизнеса часто годами живут в токсичных облачках заблуждений и штампов вроде того, что продавцу важны только деньги, что все они ушлые гады и тому подобное. Как автор этой статьи и прежде всего успешный продавец могу сказать, что на самом деле собственники часто совсем не понимают, как устроена мотивация их собственных продавцов.
Есть гигиенические факторы мотивации, не будь которых, продавец уйдет из компании. К ним относится некоторый фикс заработной платы, удобная локация офиса, чистота в нем и наличие нормальных инструментов для работы: ноутбук, CRM, какие-то материалы по продажам или хотя бы по продукту, который нужно продавать.
Есть мотивационные факторы – мотиваторы, которые побуждают работать больше, учиться работать лучше, пахать за двоих и так далее. Комиссионное вознаграждение – лишь один и наименее сильный из этих мотивационных факторов. К мотивационным факторам, оказывающим по-настоящему серьезный эффект, относятся статус продавца в компании, уважение к его труду, комфортный психологический климат, а также нематериальные бонусы - то, что не купишь за деньги.
Самые частые нематериальные мотиваторы:
- Изменение рабочего графика и места работы: можно работать из дома и начинать не в 9 утра.
- Дополнительное свободное время: выходные и дополнительный отпуск.
- Знания и навыки: разнообразное обучение бесплатно для продавца.
- Качественный отдых: корпоративы, круизы за счет компании и т. д.
- Статусные мотиваторы: доска почета, благодарность от компании и др.
- Подарки: ценные вещи, купоны и прочее.
Не верите, что это важно и реально работает?! Просто вдумайтесь в тот факт, что именно эти инструменты – круизы, статусные награды, купоны, призы и обучение – массово используют МЛМ-бизнесы, тем самым побуждая массы людей по всему миру продавать их говорящие сами за себя по качеству продукты.
Как внедрить нематериальную мотивацию: три этапа
1. Определите перечень нематериальных мотиваторов, которые вы планируете использовать на регулярной основе. Пусть их будет 4-7, и из них 1-2 будут крупными и ценными за большое достижение, 1-3 средними и для поддержания высокого тонуса в команде, и 1-2 мелкими, как небольшие плюшки, для стимулирования чувства благодарности к компании. Очень полезно «собрать хотелки» с отдела.
На этом этапе у вас должен появиться перечень мотиваторов и годовой бюджет их внедрения.
2. Привяжите мотиваторы к ключевым KPI, которые хотите стимулировать и держать на высоком уровне. Составьте табличку из трех столбцов, в первом столбце у вас будут KPI, во втором – тип кампании, которую будете проводить, например, конкурс или общий рывок, а третий – мотиваторы, награждающие отличившихся сотрудников.
На этом этапе у вас должна появиться таблица нематериальных мотиваторов с привязкой к кампаниям стимулирования и KPI.
3. Объявите о новом этапе в жизни отдела продаж. Расскажите о нововведениях, ответьте на вопросы и сразу же объявите первую кампанию. Обязательно используйте CRM для оценки результатов. Важно, чтобы на момент внедрения руководитель сам относились к этому серьезно и с верой, иначе эти прекрасные инструменты будут саботированы. Усиленный эффект введение нематериальной мотивации имеет в комбинации с новой версией продукта или новым продуктом. Именно такая комбинация – новый продукт и новые плюшки за сверхдостижения наводят нужную суету в отделе продаж.
На этом этапе в вашем отделе продаж происходит оживление и появляются горящие глаза.
Избегайте типичных ошибок
1. Не перебарщивайте и не превращайте компанию в курорт для интеллектуалов. Не стоит награждать за каждую мелочь, так что лучше воздержитесь от призов за мытые кружки в кухни и чистые стульчаки в туалетах.
2. Следите за тем, чтобы нематериальные мотиваторы не отвлекали от основных задач – для отдела продаж это, как ни странно, продавать. Нематериальные мотиваторы работают только тогда, когда не мешает продавать и стимулирует продавать эффективнее – то есть, быстрее и больше. Пресекайте отмазки «не выполнил план потому что стремился выиграть в конкурсе», помните, что чаще всего это неэтичная манипуляция со стороны сотрудника.
3. Обязательно анализируйте результаты кампаний с помощью CRM и корректируйте или меняйте мотиваторы, которые не сработали.
4. Берите обратную связь у РОПа и менеджеров.
5. Регулярно обновляйте и меняйте нематериальные мотиваторы – ко всему привыкаешь, и что угодно может стать скучным. Полгода – нормальный срок для ревизии.
Этой краткой инструкции достаточно, чтобы успешно внедрить крутые и интересные инструменты, с которыми ваши продажи получат новый стимул.
Источник: Executive.ru
Дом или квартира: что лучше купить
Городская и загородная недвижимость отличаются друг от друга ценой на покупку и обслуживание. Имеет значение и образ жизни будущих владельцев. Выясняем, где лучше жить — в доме или квартире — и кому какой формат больше…
Нужно уложиться. Россиянам дадут два года на строительство своих домов
Россиянам разрешат строить свои дома не за год, а за два, если они используют на это льготные ипотечные кредиты, рассказал экономист, член экспертного совета при комитете Госдумы по финансовому рынку Станислав Паулаускас.…
Расторжения по рассрочке в новостройках составили 10%: в чем причины
В московских новостройках случился бум рассрочек — доля таких сделок весной превысила 70%. Сами предложения купить квартиру за 60 тыс. руб. в месяц в ЖК комфорт- или бизнес-класса стали появляться еще в прошлом году, но в…
Адвокат предупредила, за что могут законно забрать жилье
Причин, по которым можно лишиться жилья, не так много. Основные - три, и о них нужно знать, рассказала агентству “Прайм” адвокат Московской коллегии адвокатов "Аронов и партнеры" Наталья Гусева.
Если не говорить о…
В ГД внесен законопроект, обязывающий брать согласие у соседей на сдачу жилья
В Госдуму внесен законопроект, обязывающий хозяев квартир получать письменное согласие у соседей на посуточную сдачу жилья в аренду. С соответствующей инициативой выступила группа депутатов.
В принципе в документе речь…
Способы расчётов на сделке: от аккредитива до банковской ячейки
Передать деньги на сделке купли-продажи можно разными способами: у каждого есть свои плюсы и минусы. Расскажем об основных видах расчётов между покупателем и продавцом недвижимости.
Благодарим за консультацию Дмитрия…
Льготную ипотеку могут расширить на семьи с детьми до 14 лет
"Семейную ипотеку" могут расширить, а требования к застройке городов смягчить. Об этом и других мерах, касающихся строительной отрасли и рынка недвижимости, говорится в перечне поручений президента РФ по итогам заседания…
Как распределяется наследство между родственниками в 2025 году
Завещание сильно упрощает жизнь наследникам ушедшего из жизни человека, и популярность услуги составления этой бумаги растет: по данным, полученным РБК от ФНП, за 8 месяцев 2024 года нотариусы удостоверили на 8% больше…
Запрет на сделки с жильем без личного участия. Как и зачем устанавливать
Запрет на сделки с недвижимостью без личного участия собственника — одна из распространенных и продолжающих набирать популярность услуг Росреестра. Только в Москве за первые три месяца 2025 года, по данным столичного…