Пора менять генерального директора: когда, почему и как это делать?

06 Мар 2023

Смена генерального директора – самое важное решение для собственника. Как понять, что пришло время важных изменений и пора выбирать нового кандидата на эту ключевую роль?

Иногда мысль, что пора сменить генерального директора, приходит в голову собственнику позже, чем нужно, а урон для бизнеса уже нанесен существенный. Как вовремя распознать сигналы об опасности и принять соответствующие меры или, наоборот, остановить себя и не делать «лишних движений»?

 

Как изменилась роль CEO

 

В классическом варианте СЕО – это лидер, обладающий стратегическими компетенциями и хорошими коммуникативными навыками. Непременно обворожительный, улыбающийся, позитивный, способный красиво презентовать инвесторам перспективы развития компании. Его стиль управления – воодушевляющий, дружественный, делегирующий. Классический типаж, который может фокусироваться на главном и видеть определенную цель, умеет находить и внедрять инновации и сам находится в постоянном развитии.

Таким было клише последних лет в условиях растущей экономики, когда компании хотели отстроиться от конкурентов, внедрить инновационные услуги и увеличить масштабы бизнеса в несколько раз. Так сформировался определенный образ идеального правильного и даже прозападного СЕО.

В последние несколько лет мир сильно изменился. Изменились и ожидания от СЕО. В условиях краткосрочного планирования, смены стратегий, необходимости занимать новые ниши, изменения логистических цепочек, импортозамещения и мобилизации руководитель не может оставаться на прежнем уровне. Ключевые компетенции лидера тоже меняются, СЕО нового времени обладает очень высокой стрессоустойчивостью, гибкостью и адаптивностью к происходящему.

Становятся важны уже не хорошие визионеры, а стрессоустойчивые стратеги, которые могут быстро принимать решения в рамках состояния неопределенности и неполноты данных, способные развивать бизнес в ограниченных бюджетных средствах.

Вырисовывается портрет достаточно уверенного в себе человека, обладающего ярко выраженной харизмой, который может позитивно провести переговоры, но при этом способен принять достаточно жесткое решение по оптимизации бизнес-процессов.

Интересным отличием от предыдущих кризисов становится то, что сегодня антикризисный менеджер должен обладать эмпатией. Раньше это было не настолько важно.

Стратегии бизнесов разделились. Одни выбирают стратегию заморозки – стараются затаиться, сохранить и поддержать процессы на существующем уровне, не уходя в большой минус. Остальные, наоборот, нацелены на развитие и видят для себя потенциал, связанный с новыми рынками, производством, уходом ключевых конкурентов. Полумеры редко когда бывают эффективны, поэтому затаиться и чуть-чуть продвинуться вперед не получится.

 

Причины для смены СЕО

 

Следующие ситуации могут стать серьезной почвой для того, чтобы собственник задумался о смене руководителя:

- Текущий СЕО не может справиться с вызовами в постоянно меняющемся мире и находить новые решения, не готов оптимизировать текущие издержки и проводить сокращения расходов.

- Текущий СЕО был нанят с целью вывести компанию на IPO или с целью развития каких-то новых сервисов, продуктов или направлений. Такой СЕО обычно стоит дорого, а в сложившейся ситуации он становится невостребованным.

- Еще одна весомая причина для смены – желание собственника вывести компанию на новый уровень, занять новую нишу, найти голубой океан, а текущий СЕО уже много лет занимается операционной деятельностью, поддерживая процессы.

Распространенная ошибка, которую допускают собственники в кризисные моменты – нанять на роль СЕО исполнителя. Движущими факторами такого решения становятся страх оставить компанию на наемного работника и желание самому оставаться у руля. Такие решения, к сожалению, не бывают стратегически верными.

 

Как быть?

 

Чтобы определиться в необходимости смены СЕО, собственнику или совету директоров нужно сделать «домашнюю работу»: обозначить цели и основные вызовы, которые стоят перед компанией, понять, что конкретно делает текущий СЕО и зафиксировать ожидания от нового.

Прежде, чем принять решение о смене СЕО в кризис нужно оценить по уже существующим критериям насколько ваш СЕО подходит по ключевым запросам. Выбор должен быть взвешенным, а минусы текущего руководителя очень значительными.

Если в перечне компетенций текущего СЕО не хватает какой-то одной, то менять человека не целесообразно. Пришедшему на смену руководителю понадобится минимум полгода на адаптацию, и в это время роста и развития компании ожидать не следует, а оценить результат можно только по итогу первого года работы. И если после тщательной оценки вы поняли, что текущий СЕО не соответствует большому количеству пунктов, каким бы сложным не был выбор – следует задуматься о замене.

 

Полумеры

 

Поменять человека, с которым вы проработали много лет, на нового неизвестного бывает страшно – вдруг он не справится и разрушит ваш бизнес. Из-за страха и нерешительности рождается решение создать конструкцию: взять нового СЕО, а бразды правления оставить текущему. К сожалению, ничего хорошего из этого не получится. Какими бы гениальными не были эти два человека, такие полумеры не приведут к результату – управлять должен кто-то один.

Аналогичная ситуация неудачи может сложиться, если собственник нанял СЕО, но при этом сам продолжает управлять компанией. В таком случае вообще не стоит тратить ресурсы на поиск и сразу взять управление компанией в свои руки – это будет более эффективная, экономичная и понятная модель для собственника.

 

Как еще могут развиваться события

 

- Текущий СЕО соответствует ожиданиям и все вроде как хорошо, но проблема кроется в потере мотивации и выгорании топ-менеджера. В такой ситуации, если собственнику не удалось замотивировать текущего руководителя — это сигнал к тому, чтобы задуматься о смене. Мотивацию вернуть намного сложнее, чем научить человека действовать стратегически или реализовать внедрение новых инвестиционных продуктов и услуг.

Также стоит обратить внимание на внутрикорпоративное поведение. Несмотря на то, что компания на падающем рынке показывает рост, кто-то из команды, может начать жаловаться собственнику и обвинять текущего СЕО в «глобальных провалах». Хотя на самом деле причина таких обвинений кроется в какой-то личной обиде сотрудника.

- Ваша компания на рынке давно и чувствует себя комфортно, а уход ключевых конкурентов – это возможность развития и перспектива забрать часть клиентского портфеля от уходящего игрока. В этом случае отличным решением станет хороший антикризисный менеджер, который знает, как сократить затраты, но может быть одновременно и визионером, который понимает, как забрать у ключевого конкурента поток клиентов.

Практика показывает, что совместить такие компетенции очень трудно, а те, кто справится с задачей – уже заняты. Поэтому найти кого-то на стороне практически невозможно. Чтобы решить этот кейс правильно и оптимально с точки зрения затрат – вам следует развести эти две составляющие. Вам нужен хороший визионер (возможно кто-то из Advisory Board), а на роль СЕО – антикризисный менеджер.

 

Как искать нового СЕО

 

Новый кандидат должен быть не просто профессионалом с хорошими рекомендациями, а лучшим в своем деле. И для того, чтобы найти такого, вам предстоит провести сравнительный анализ самых сильных игроков рынка.

Никогда не принимайте решение после первой или второй встречи. Первую встречу лучше сделать общей, а вторую уже более детальной. Сверьтесь со своими критериями, справится ли кандидат с текущими задачами? Если да, то проведите третью встречу в расширенном составе, например с акционерами, советом директоров или с кем-то из топ-менеджеров, но только не за спиной у СЕО, которого вы планируете менять. Такие совместные встречи необходимы, чтобы посмотреть, как кандидат проявляет себя в коммуникации.

Выбор правильного СЕО – это задача №1. Никогда не делегируйте этот вопрос даже на каком-то первичном уровне ассистентам или HR-директорам, то есть людям, которые будут находиться в подчинении у нового руководителя.

Выбрать себе начальника – задача еще более сложная, чем выбрать человека, который поведет компанию вперед.

 

Итоги

 

Независимо от того, какая у вас была стратегия, нужно смотреть на то, что новый СЕО сможет дать компании, как он может усилить ее. И, конечно, нужно обратить внимание на то, как он принимает решения, какой у него круг общения, как он развивается, какие у него ценности. Невозможен позитивный тандем, если у собственника с СЕО разные ценности. Это следует даже прописать в ваших критериях оценки и обязательно проверить на этапе интервью.

Соберите рекомендации 360 градусов, чтобы случайно не получить негативный отзыв от человека, который был уволен вашим кандидатом на роль СЕО. Помочь в этом процессе смогут эксперты, которые не один раз справлялись с подобной задачей, и если в компании есть совет директоров или Advisory Board, то лучше обратиться к ним.

В заключение хочется сказать, что если вы все-таки приняли решение о смене генерального директора, то эта задача становится самой важной для компании, сконцентрируйте все силы на ней.

Источник: Executive.ru

13 Ноя 2024

Инвестиции в недвижимость на падающем рынке: не только жилье

Когда ипотечные ставки стартуют с 25%, спрос на жилье падает, а цены смотрят вниз, инвестиции в недвижимость, казалось бы, не имеют смысла. Тем не менее инвесторы на рынке еще остались, хотя и немного. И инвестируют они теперь в…
Читать далее...

13 Ноя 2024

Вам — жилье! Что лучше оформить в 2025 году — дарственную или завещание

Передать жилье в собственность другого человека можно разными путями. Юрист Марина Захарова объяснила, когда и какой вариант предпочесть — договор дарения или завещания. Первым делом нужно разграничить, между кем будет…
Читать далее...

12 Ноя 2024

Выяснилось, почему в России не строятся коммерческие доходные дома

Несмотря на подскочивший спрос на длительную аренду жилья застройщики пока не торопятся с инвестициями в доходные дома. Высокая ключевая ставка ЦБ, из-за которой ставки по кредитам взлетели до небес, высокая конкуренция с…
Читать далее...

13 Ноя 2024

Выяснилось, почему в России не строятся коммерческие доходные дома

Несмотря на подскочивший спрос на длительную аренду жилья застройщики пока не торопятся с инвестициями в доходные дома. Высокая ключевая ставка ЦБ, из-за которой ставки по кредитам взлетели до небес, высокая конкуренция с…
Читать далее...

12 Ноя 2024

Эксперты спрогнозировали новый рекорд инвестиций в недвижимость России

Эксперты ожидают новый рекорд по объемам инвестиций в российскую недвижимость по итогам 2024 года. В консалтинговой компании CORE.XP прогнозируют более 1 трлн руб., в IBC Real Estate — 900–950 млрд руб. Об этом заявили представители…
Читать далее...

11 Ноя 2024

Риелторы предсказали падение цен на недвижимость на 30%

Девелоперы заявляют о беспрецедентном снижении спроса в последние два месяца на приобретение квартир - по разным оценкам, на 50-75%. Российские власти достаточно быстро среагировали на жалобы со стороны застройщиков. Так, 25…
Читать далее...

11 Ноя 2024

Как правильно снести загородный дом

Многие из владельцев загородных домов рано или поздно сталкиваются с необходимостью снести ветхий дом, чтобы построить на его месте новый. Вместе с экспертами разбираемся, как правильно снести загородный дом на своем…
Читать далее...

11 Ноя 2024

Новостройки в России стали активнее покупать в рассрочку

При покупке квартир в новостройках россияне все чаще выбирают не ипотеку, а рассрочку. Доля таких сделок резко выросла, пишетForbesсо ссылкой на участников рынка недвижимости. В Московском регионе через рассрочку сейчас…
Читать далее...

11 Ноя 2024

Законопроект о возможности приватизации ДОМ.РФ внесен в Госдуму

Правительство внесло в Госдуму законопроект, который устанавливает возможность приватизации единого института развития в жилищной сфере - АО "ДОМ.РФ" при сохранении контролирующей доли (50% + 1 акция) государства. Документ…
Читать далее...

БЕСПЛАТНАЯ ПОДБОРКА

Сложно выбрать? Не беда! Подберём для Вас новостройки по Вашим параметрам и бюджету!

БЕСПЛАТНАЯ ПОДБОРКА